Накануне 8-го марта всегда хочется поговорить о прекрасном. А лучший собеседник в этом жанре – конечно, художник. Особенно, если в марте у него состоится выставка, посвященная прекрасному полу. Называется она "Женщина – свежий ветер". Почему?

 

Живые глаза
Естественная красота
Нежный аромат
Щедрая душа
Излучающие сияние глаза
Непредсказуемое настроение
Ангельское терпение

- Считается, что все в мире возникло при сочетании четырех стихий. Но, что есть вода, земля, огонь и воздух без женщины? Благодаря женщине рождается новая жизнь на земле. Она как первые капли дождя утоляет жажду беспокойного сердца. Огонь бы погас без женской заботы. Чтобы не происходило с тобой, ты всегда знаешь, что тебя ждет теплый домашний очаг. Женщина – это свежий ветер. Она и ласковый морской бриз на рассвете. И нежное дуновение перед долгожданным первым весенним дождем. И страстный пульсирующий порыв, пробуждающий и побуждающий к действию. Она – легкое дыхание самой Природы.

- Туман, а что Вас может привлечь в прекрасной незнакомке? Почему взгляд задерживается?

- Мне кажется, что все-таки в основе женской привлекательности лежит не внешность, а жизненная мудрость. Мужчина умен от книг, а женщина от рождения. Женщина, часто руководствуясь интуицией, понимает гораздо больше мужчины. А мужчина суетится вокруг нее и совершает разные глупости. Женщине свойственно созидание, а мужчина может и "мир разрушить" ради исполнения, как ему кажется, желаний своей прекрасной половины. А женщина мир сохраняет. Это ее инстинкт. Сохранение мира и продолжение жизни. К сожалению, современный мужчина разучился восхищаться женщиной. Своей работой, в частности на этой выставке, я хотел бы "разбудить" все самое прекрасное в душе перегруженного делами современного человека. Многие художники пишут женский образ с точки зрения формы. Мне интересно переплести линии, фигуры, лица с окружающим пространством, наполнив картину солнечным светом и цветом. "Женщина - свежий ветер" – попытка передать трепет, нежность, восторг и всю чувственную палитру, которую способен прочувствовать мужчина по отношению к женщине.

- А Ваша муза, она женского рода?

- На самом деле, я не могу так определенно сказать. Некоторые говорят, что я, мол, нашел музу в том-то. У меня такой определенности нет, музу я могу найти везде и в каждом. У меня ощущение, что я все время нахожусь в поиске. Потому что желание писать дает то, что ты видишь. Это как будто ты каждый день смотришь на мир и видишь его в первый раз. Словно глазами ребенка. Большой творческий стимул мне дают дети. Если ты видишь такой детский взгляд у женщины, искренний, доверчивый, то ты тут же в нее влюбляешься.

- Туман, а что Вы думаете о феминизме?

- Это когда к женским недостаткам прибавляются мужские. А если серьезно, мне кажется, феминизм рождается от переизбытка ума и оттого, что женщина еще не встретила своего мужчину, ни разу не любила искренно. Мужчина затевает войну, когда не может добиться своей любимой, а женщина затевает войну от отсутствия любви. Если женщина отрицает мужчину или мужчина отрицает женщину, и тот, и другой теряют свой шанс быть счастливыми.

- Говорят, что в становлении творческого человека, художника, мужчины главную роль играет женщина, которая находится рядом...

- Один известный художник из Киргизии мне как-то сказал: "Какая у тебя жена будет, таким ты художником и станешь". Я тогда посмеялся над его словами. Оказалось, что в жизни это и не так-то просто. Фортуна стучится в дверь каждого человека один раз. Мне повезло, что я сумел прислушаться к ее стуку и зову своего сердца.

- Туман, а вы можете сказать, что Ваши картины, они не только Ваши, но и какая-то доля в них принадлежит Вашей жене?

- Да, но не только. Все окружающие меня люди, оказывают в той или иной степени определенное влияние. Любая моя картина – это сотворчество. Просто я умею видеть и наслаждаться увиденным, а потом стараюсь эту эмоцию передать визуально. Но в самом процессе участвует очень много людей. Наблюдательность, способность видеть – это моя сущность, радость, которая во мне живет постоянно. Меня однажды на выставке девушка спросила, как стать красивой. Я ей ответил, что, если она будет делать все с радостью, даже просто ходить по улице, то у нее будет очень красивая походка, потому что в природе все очень гармонично.

- У вас есть постоянные поклонницы?

- Конечно. Они приходят на выставки, общаются со мной. Есть, например, такая дама Наталья, с которой мы достаточно часто встречаемся, она побудила меня сделать выставку, посвященную Рембрандту, творчество которого я изучаю с 80-го года. В итоге, с подачи поклонницы, мой интерес реализовался.

- Творчество каких еще художников вы изучали с пристрастием?

- Мне очень нравится Модильяни. Он, несмотря на нарушение пропорций, как раз очень колоритно изображает женский образ. Свое внутреннее ощущение он передает с помощью цветовой гаммы. У меня как раз похожая задача. Еще мне интересен швейцарский художник Цорн. Кстати, когда была выставка авангарда во Франции, Цорн подошел к одной из картин, на которой была изображена женщина, примерно в стиле Пикассо, и спросил рядом стоящего автора: "А вы что, женщин не любите?" Почему мне понравился его вопрос? Потому что художник все равно пишет, прежде всего, свое отношение. Он может на словах сказать: "Я люблю", а его картины скажут обратное.

- А разве обязательно любить того, кого пишешь?

- А как же иначе? Другого-то выхода нет. Это же суть гармонии. Это внутренний дар. Когда я читаю Пушкина, я очень хорошо это чувствую. Его внутренний дар. Дар любить.

- Способность любить – это дар?

- И да, и нет. Все-таки надо дать шанс каждому человеку. Вот если говорить о христианстве, то проблема христианства, как я ее вижу, состоит в том, что единственный божий сын любил так, что отдал жизнь за все человечество. Получается, что он единственный был способен, а сами люди не способны. А мне кажется, что должна быть возможность у каждого человека трудиться в сторону духовности. Условно говоря, стать Христом. Когда есть шанс у каждого, то нет апатии. Ведь если мы заранее знаем, что невозможно, то тут же прекращаем стараться. И теряется смысл жизни. Зачем стремиться к совершенству, если оно недостижимо? Чем больше человек работает, тем больше ему дается. Когда человек растет, он выходит за рамки обычного. В какой-то момент человек достигает в своем труде таких результатов, что даже мир меняется вокруг него. Даже полчаса в неделю, проведенные в музее, очень многое дают. Пусть не сразу, но постепенно человек учится видеть и сопереживать. Я просто хочу сказать, что когда-то я тоже был человеком, который тоже мог сказать: "Да я не понимаю, что здесь нарисовано!" Но постепенно я изменился. На самом деле, даже рассматривание картины, чем чаще оно происходит, тем больше в человеке накапливается информации, которая потом, может быть, с годами перейдет в переживание. Созерцание красоты меняет ваше мышление и рождает радость. Не сиюминутную, а очень глубокую, внутреннюю радость, которую ты потом чувствуешь в себе всегда.

Елена Денизова

Источник: Рекламно-информационный журнал "ОТ ПИТЕРА ДО МОСКВЫ" №2 (41), февраль-март