Туман Жумабаев , «яркий представитель Петербургской школы живописи», как его обычно представляют на выставках, один из известного «трио» художников, создавших объединение «Аргонавты», считает, что, только живя за городом, человек чувствует вкус жизни. «Город затягивает людей, подчиняет их своему отчасти механическому ритму, — рассказывает художник. — В Петербурге мы все время суетимся, строим планы, живем будущим днем. И поэтому совершенно не ощущаем, как проходит день сегодняшний. Ты не успеваешь понять, счастлив ты или нет. А за городом каждое мгновение проходит осознанно, спокойно. Вот небо, вот земля, а вот ты. И кажется, что живешь вечно».
Простые деревенские занятия: наколоть дров, принести воды из колодца, что-то подделать в доме доставляют художнику огромное наслаждение. Да и чувство семьи, как говорит Туман , за городом, в деревенском доме обостряется. «Просыпаешься от детского смеха. Я заметил, что мои дети на даче смеются больше. У них все вызывает радость.» Кстати, все сыновья Тумана рисуют и лепят из пластилина. А объектом для творчества становится все, что они видят вокруг: деревья, птицы, цветы. «Смотрю, Илар нашел в траве большого жука, принес его в дом, посадил в коробочку, достал пластилин. И старательно начинает его копировать. И что меня больше всего трогает: долепил, сравнил, потом отнес жука обратно в траву и выпустил.» А еще братишки Жумабаевы любят играть в «войнушку» и «прятки», бегают купаться на озера Хитоловское и Суздальское, благо, что они недалеко, да и вообще у ребятни за городом — масса дел, все не перечислить.

Туман Жумабаев — сторонник домашнего воспитания. Его старший сын Исал начал постоянно учиться только с шестого класса, когда и средний Илар пошел в школу. До этого учителя, репетиторы и ежемесячная сдача зачетов (для аттестата). «В идеале, дети на первых порах должны получать домашнее обучение. Оно, кстати, и качественнее. Когда говорят об общении со сверстниками, умении выживать, я парирую: человеку важнее научиться жить, а не выживать. А дети в семье итак общаются между собой, выстраивают свои отношения. Родственная связь, родственные отношения для жизни важнее, чем, к примеру, школьные. А дружба возраста не имеет и начинается она не с искусственного сосуществования, а с взаимной приязни.»

Семья Тумана снимает дачу в Ново-Токсово у своих друзей художников-реставраторов уже несколько лет. «У ребят дача пустовала довольно долго, и они предложили нам там пожить. Мы приехали, посмотрели, понравилось. Этот домик нам пока не принадлежит, — улыбается Туман загадочно, — но скоро... Впрочем, не будем загадывать раньше времени». Самое главное, дом построен по-старому: двухэтажный бревенчатый, с большой кирпичной печью. «Не люблю я эти монтированные, однотипно скроенные новоделы, — говорит Туман . — Не чувствуется в них истории, корней не чувствуется. Я ведь еще до “Аргонавтов” любил путешествовать. Бывал в деревнях под Суздалем, Владимиром. Мне нравятся старые постройки. Они дышат историей и историями. Их интересно писать.» Кстати, как выяснилось, аргонавтов-художников: Владимира Кожевникова, Олега Теняева и Тумана Жумабаева, объединяет не только страсть путешествовать (в прошлом году они были в Крыму, в этом — в Черногории), но и склонность писать с натуры. «В этом смысле мы близки к “передвижникам”. Я вообще своими учителями считаю Коровина, Серова, Левитана, Врубеля. Из наших “плаваний” возвращаюсь с 30–40 этюдами. Впрочем, с дачи по осени увожу не меньше».

Туман, его жена Жанна (тоже художница) и трое сыновей Исал, Илар, Жан-Рали-Нил приезжают на дачу с первым летним солнышком и уезжают оттуда с первым снегом. Первые слова по приезду: «Как хорошо на даче!» Собственно, те же слова звучат и перед отъездом, но уже с грустинкой. «Когда входишь в дом, сразу ощущаешь тонкий, свежий сосновый запах. Он уже становится твоим родным запахом, сразу сердце точно оттаивает от городского холода, — делится ощущениями Туман . — А когда в доме растапливается печка, город вообще исчезает. Ты чувствуешь себя деревенским жителем. Даже время движется по-другому».

Туман Жумабаев родился в небольшом селе в Киргизии в большой семье: у него пять сестер и четыре брата. «Я и не понимал, что тогда был необыкновенно счастлив. Все думал: вырасту — уеду в город. А теперь жизнь на даче подарила мне осознание: я здесь снова живу “между небом и землей”. Как в детстве. Природа возвращает меня в детство. Естественность, чувство мира, гармонии. Что еще нужно для счастья?»

Особенно близко на даче в Ново-Токсово семья художника дружит с одним из соседей Владимиром Андреевичем, обаятельным и общительным человеком. «Честно говоря, все “плоды” нашего маленького огородика — от него. Сажает Владимир Андреевич петрушку, укроп, редиску, зеленый лучок. И обязательно поделится с нами семенами. Так мы и оказываемся обладателями свежей зелени на обеденном столе. А это немаловажно. Да еще и для вечернего шашлыка...» Правда, шашлык Туман Жумабаев любит готовить, когда приезжают к нему в гости друзья-«аргонавты». «Я очень люблю принимать гостей на даче. Готовлю настоящий шашлык, по правилам, из седла молодого барашка. Мы садимся за стол, “преломляем хлеб”, наливаем в рюмки “чай” и беседуем. В городе же толком и не поговоришь. Сплошные деловые встречи, договоренности на бегу. В городе планы на будущее точно съедают радость настоящего. И не расскажешь, не поделишься с друзьями тем, что действительно волнует.» А поговорить есть о чем: вспомнить предыдущие путешествия «Аргонавтов», наметить будущие: «Куда подует ветер, туда и поплывет корабль». А главное, каждая новая поездка для художников становится самой лучшей и совершенно не похожей на другие. В следующем году Владимир Кожевников, Олег Теняев и Туман Жумабаев собираются отправиться на берега озера Иссык-Куль. Два года назад по совету Чингиза Айтматова Туман приобрел там дачный участок в 20 соток. «Природа на Иссык-Куле удивительная, словами не расскажешь, только написать можно. Думаю там дом и мастерскую построить, но тут уж я буду сам проект придумывать!» — мечтательно рассказывает Туман.

На даче в Ново-Токсово Туман, чаще всего, пишет натюрморты. Кстати, новые работы и являются основным украшением интерьера летом. Новое лето — новые работы на стенах дачи, они и становятся основой для будущих экспозиций. «Соседи знают, что я художник, и частенько приносят мне выращенные ими цветы. Из моей “цветочной” серии я писал на даче “Ромашки”, “Жасмин”, “Сирень”, “Дикие розы”, “Красные маки”».

Кстати, именно эта серия художника больше всего нравится Елене Васильевне Образцовой. «Конечно, эта большая удача — дружба с таким человеком. Елена Васильевна — точно творческий двигатель, вокруг которого вертится целый мир. Ее энергия заражает, работоспособность восхищает. А служение творчеству, полная самоотдача становятся ориентирами для настоящих ценностей. Мы же работаем, осуществляя свои мечты. Как можно без мечты создать что-то хорошее? Обогащают душу не результаты, а процесс осуществления мечты. Например, когда человек говорит: я достиг всего, чего хотел, — я ему не верю. Пустая фраза, равносильная: я умер. Для меня потолка не существует. Процесс совершенствования бесконечен. Не стоит жить ради чего-то конечного, жить стоит, делая что-то, создавая что-то. Смысл жизни для меня — в бесконечности процесса. Политики, да, возможно, строят планы, достигают целей и считают сиюминутные результаты главными ценностями. А художники, люди искусства живут, работают, радуются, превращая мгновение в бесконечность. Кстати, на такие “высокие” материи, — Туман смеется, — только на даче и можно толком поразмышлять или поговорить. Почему-то в городе на это реагируют как на нечто неуместное: мол, эка куда тебя занесло!»

А еще Туман Жумабаев уверен, что лишь постоянная работа, совершенствование в мастерстве могут изменить человека, его образ жизни и отношение к ней. В молодости, как и многие художники, он пытался угадать конъюнктуру: что и как надо писать, чтобы картины продавались. А потом ощутил бессмысленность такого подхода: теряется искренность, пропадает стремление постигать нюансы. Сейчас он никогда не пишет с оглядкой на результат и считает, что его дело — передать красоту, радость и свое впечатление от увиденного, а картина сама обретет судьбу. «Работай с собой, а не с клиентом», — говорит он. Это не означает, что художник не работает на заказ. Как правило, его просят написать портрет. Но и здесь существует условие: понравилось — берите, не понравилось — оставляйте. Правда, последнего с Туманом еще не случалось. Он придерживается своей интуиции: если ему самому жаль расставаться с картиной, значит, заказчику точно понравится. «У меня однажды была очень смешная ситуация, — рассказывает он. — Один человек попросил меня написать портрет своей жены. Я написал, он пришел, посмотрел и, видимо, не нашел абсолютного внешнего сходства. Чувствую, что он разочарован, и, конечно, сам начинаю огорчаться. А он вздохнул, снова посмотрел и вдруг с неподражаемым изумлением воскликнул: “Да, это же точно моя жена!” Для меня это была лучшая похвала. Суть человека — не фотография, ее передать гораздо сложнее».

Елена Денизова

Источник: журнал "Загородный дом" №10(2008)
http://www.zdspb.ru/clause.aspx?id=698/