59ПОРТРЕТ С САСКИЕЙ Здесь – не тот Рембрандт, каким он хотел бы видеть себя сам, и не та Саския, по отношению к которой художник сделал своим портретом своеобразный комплимент. В работе Тумана Жумабаева – опытный мужчина, понимающий толк в чувственных удовольствиях и не желающий себе в них отказывать, и женщина, придерживающаяся пуританских правил. На чьей стороне автор – очевидно: достаточно вглядеться в яркий мир красок, окружающих мужчину ореолом, и тусклый фон за спиной у женщины. Но ведь союз Рембрандта и Саскии состоялся! Она по-прежнему сидит у художника на коленях и с пониманием относится ко всем его проделкам – да и к нашим, кстати, тоже.

ДАНАЯ

Эта женщина не написана кистью – она реальна, как любая из женщин. Никакой мистики, вроде Золотого дождя: она отчетливо понимает, что же именно сейчас произойдет, готова к этому и хочет этого.
Так приходит любовь, так приходит судьба: ее надо ждать, как ждет Даная у художника Тумана Жумабаева – чтобы в конце концов получить и насладиться.

СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО

Вам кажется, что на картине вы видите самую обычную женщину со своим сыном, лежащим в колыбели. Потом вы вспоминаете, какое их обоих ждет будущее, и пытаетесь прочесть в лице этой женщины: предугадывает ли она и свою судьбу, и судьбу младенца? Наверное, что-то она все-таки чувствует, но продолжает качать колыбель так, как делают это все матери на свете.
Каждому из нас может выпасть ответственная, знаковая участь, стоит лишь лучу Божьего света коснуться нашего лица. Мы видим картину Т. Жумабаева, и всматриваемся в себя: может быть, что-то серьезное уже произошло, и ангелы над нашим плечом несут эту весть?

ПОРТРЕТ ПОЖИЛОЙ ЖЕНЩИНЫ

Жизнь воспринимается тяжело, словно переливы мрака. Но всегда есть надежда на лучшее – может быть, в другом мире, и после смерти?..
Пожалуй.

ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛУДНОГО СЫНА

Здесь почти не видно сына, вернувшегося к родному очагу, и тем более незаметны лица иных присутствующих. Здесь выделен Отец, который давно ждал своего отрока – и вовсе не для того, чтобы демонстративно принять его или отвергнуть, но затем, чтобы пожалеть за ошибки, которые сын мог бы и не совершать. Свет всепрощающей любви и есть то главное, ради чего Т. Жумабаев по-своему переписал картину Рембрандта.

ФЛОРА

Природа не размышляет и не задается вопросами: она просто воплощает ход времени. Когда распускаются цветы, нужно знать, что настало время жить, расцветая вместе с ними.
Другие времена на картине лишь фон, они темнее и печальнее, а вот пора, когда властвует Флора – это шанс, чтобы природа сама решила ваши проблемы. Улыбнитесь, и Флора улыбнется в ответ!

МОЛОДАЯ ЖЕНЩИНА, ПРИМЕРЯЮЩАЯ СЕРЬГИ

Душа – тот бриллиант, которому нужна оправа. Каждая женщина знает это главное правило, которому следует всю свою жизнь. Именно женщине доступен высший смысл каждого жеста, когда она подбирает украшение – наполняя этим смыслом, словно цветными узорами, пространство вокруг себя. Пространство полотна, которое создал Туман Жумабаев.

ВИРСАВИЯ С ПИСЬМОМ ЦАРЯ ДАВИДА

Все, что было до сих пор – остатки светлого; все, что будет – в тревожной, жгучей дымке неизвестности. Между прошлым и будущим – женщина, которой предстоит решить, какая именно жизнь ей теперь предстоит.
Мы смотрим на картину и останавливаемся перед необходимостью драматического выбора. В этой необходимости – та гамма чувств, которую передал Т. Жумабаев.

ПОРТРЕТ САСКИИ

Рембрандт писал свое полотно, высвечивая черты личности и характера. Туман Жумабаев пишет, передавая свое отношение к Саскии, – и отношение это далеко не такое же, как у Рембрандта. Женам людей творческих (гениев – особенно) отводится весьма ответственная роль. Уж если так получилось, что женщина идет по жизни рядом с Мастером – она должна соответствовать своей высокой миссии. Это, безусловно, очень тяжело – но все-таки необходимо.
Все-таки необходимо.

Андреев Сергей Юрьевич
Член Союза писателей России, Доктор биологических наук (1985 год), Доктор экономических наук (2002 год).