konsulСегодня мы беседуем с известным петербургским художником Туманом Жумабаевым. Петербург, куда он приехал из Киргизии много лет назад, Туман считает своей второй родиной. Здесь он окончил художественное училище и Академию художеств. Здесь в непрестанном поиске совершенствовал свое мастерство. Здесь стал мастером. Несмотря на большую занятость, художник любезно согласился ответить на наши вопросы.

1. Уважаемый Туман, расскажите, пожалуйста, о своих родителях, годах детства в Киргизии, учении в школе.

-- Родился я в маленьком селе Карасу в большой семье: у меня пятеро сестер и четыре брата. До определенного возраста родители вообще не заставляли нас что-то делать по хозяйству. При такой свободе мы могли только наслаждаться жизнью. Мы подрасли и отец Исраил стал заставлять нас выполнять кое-какую работу, еще требовательней была наша мама Лайлихан. А когда я пошел в школу, то вообще, можно сказать, попал в жесткие рамки. Однако спустя некоторое время, я стал заниматься с удовольствием. Учился хорошо, особенно любил историю и киргизский язык. Мой отец– художник-самоучка – преподавал в школе черчение и рисование и с самого детства пытался привить мне любовь и вкус к живописи.

2. Как возник Ваш интерес к живописи, когда Вы поняли, что будете художником?

-- Дома у нас висели репродукции -- «Золотая осень» Левитана и «Три богатыря» Васнецова. Они рано вызвали мой интерес. Однако позже, даже в 7-м классе, когда я уже делал небольшие наброски, у меня еще не было уверенности, что я стану художником. Тем не менее, разглядывая картины, я всегда испытывал удовольствие, меня необъяснимо влекло к живописи, к искусству.

3. С какими художниками Вы познакомились раньше всего? Кто из мастеров прошлого Вам особенно близок?

-- Это прежде всего Левитан, Серов, Васнецов, Рембрандт. Эта дружба возникла очень давно, и я готов дружить с ними всю жизнь.

4. Расскажите, пожалуйста, о своей учебе в Ленинграде, о своих учителях и соучениках.

-- В 1981 году я поступил в художественное училище имени В. А. Серова на факультет масляно-темперной живописи, чтобы получить профессию художника-реставратора. Искренне благодарен своему первому учителю З. З. Мищевскому за его терпение и желание помочь мне полюбить живопись и жизнь.С1985 по 1991 учился в Институте им.Репина (Академия Художеств).Мои учителя: Ю.М.Непринцев, О.А.Еремеев, В.Л.Боровиков. С легендарным Юрием Михайловичем Непринцевым, в мастерской которого я прожил свои первые творческие годы, у меня сложились теплые близкие отношения. Я был его любимчиком, и с ним связаны мои лучшие студенческие воспоминания. Как-то он рассказывал мне о своей встрече с «вождем народов» , об охватившем его страхе во время его трехдневного ожидания аудиенции в Москве. И когда Сталин спросил чего он хочет за то, чтобы и впредь писать такие картины, как «Василий Теркин»,он растерялся и побоялся просить. Пока он, еще не придя в себя, ехал домой из Москвы, у него появились и новая мастерская и квартира. Юрий Михайлович поддерживал все мои начинания, а я старался соответствовать этой планке. И когда ходил на занятия, и когда писал свою дипломную работу «Беженцы».Для меня это был не просто выпускной проект. Я посвятил картину Киргизии и хотел сказать многое. Сказать о патриотизме и агрессии, ведущей к страданиям простых людей. Я хотел отобразить суть явления, когда люди вынуждены покидать насиженные места, спасая свою жизнь. Для меня проблема состоит не в том, кто виноват, и кто первый развязал конфликт, а в том, как передать трагедию страдающего человека, поэтому в моей работе нет места для палача и жертвы, а есть бездонная грусть и отчаяние невольно вовлеченных в противодействие людей. Я надеюсь, что именно это- не детальная фиксация конкретных виновников, порождающих озлобление, а горечь человеческих переживаний, спасет нас от национальной вражды

5. Когда у Вас возникло решение связать свою жизнь с нашим городом -- после окончания Академии или еще раньше?

-- Желание быть, учиться, работать в Ленинграде возникло еще в детстве. Это тоже связано с отцом, который об этом городе мне очень много рассказывал. Родным для меня является место, где я живу. И Петербург стал для меня родиной.

6. Как складывалась Ваша творческая жизнь после окончания Академии, ведь это были нелегкие 90-е годы?

-- Да, в эти годы было очень нелегко. Я боролся за существование и существовал своим ремеслом.

7. Художественная культура Киргизии – какую роль она сыграла в становлении художника Тумана Жумабаева, бесспорно принадлежащего пространству европейского искусства?

-- Развивался я, безусловно, впитывая киргизскую культуру и эпос «Манас». Однако художник во мне открылся под влиянием именно русской культуры, когда я учился в Ленинграде. И, как бы парадоксально это не звучало, именно здесь я почувствовал большую любовь к культуре Киргизии. Стал глубже видеть таких киргизских художников, как Семен Чуйков, Гапар Айтиев, Суйменкул Чокморов. На самом же деле, для меня не важно, где и как, главное – процесс самопознания.

8. Какие из многочисленных выставок, в которых Вы участвовали, для Вас самые важные, запомнившиеся?

-- Среди многих моих выставок в России и за границей я особенно хочу отметить «Свет Рембрандта». Эта моя персональная выставка прошла в 2006 году на разных экспозиционных площадках – Выставочный центр Союза художников Санкт-Петербурга, Дворец Меншикова (Государственный Эрмитаж), Самарский областной музей, Колонный зал Дома Союзов в Москве. В этот проект, как мне кажется, я вложил максимум своих возможностей, получив огромный опыт и простор для дальнейшего развития. Конечно, не могу не сказать об участии и безусловной поддержке проекта со стороны Елены Васильевны Образцовой. Это удивительно!

9. В прошлом году пресса сообщала о Вашей выставке в Шартре. Как Вас принимала французская публика?

-- Просмотрев сотни французских фильмов, я выбрал своих любимых актеров - Жана Габена, Ива Монтана, Катрин Денев, Жерара Депардье, Пьера Ришара. У меня сложилось такое ощущение, что для французской публики портреты их героев стали большой неожиданностью. Будь я французом, они носили бы меня на руках. Шутка!

10. Скажите, пожалуйста, какой жанр занимает сегодня главное место в Вашем творчестве – портрет, пейзаж, натюрморт?

-- У меня нет особого пристрастия к какому-либо жанру. У каждого из них есть свои неповторимые особенности.

11. Видя Ваши работы, ощущаешь светлую поэзию импрессионизма. Часто ли Вас ассоциируют с импрессионистами? Согласны ли Вы с этим?

-- Не отрицаю, что импрессионисты оставили определенный след в моем творчестве. Тем не менее, не считаю себя импрессионистом и не хотел бы, чтобы так считали окружающие. Потому что для меня важно выразить свое отношение к окружающему и передать свои связанные с этим личные эмоции, возникающие спонтанно. Очень хочется передать радость, потому что именно ее я испытываю, когда пишу.

12. Известно, что Вы входите в творческую группу «Аргонавты»…

Мы - Владимир Кожевников, Олег Теняев и я - объединились в творческий проект «Аргонавты» в 2004 году. Первая наша выставка прошла в Выставочном центре Союза художников Санкт-Петербурга. С тех пор мы тесно дружим, вместе ездим на этюды, ежегодно организуем совместные выставки. Это -- мои друзья и потрясающие художники. Объединяет нас неутолимая жажда охватить весь мир, желание видеть солнце, познать и передать разлитое в четырех стихиях счастье, «регистрируя» на холсте каждую минуту своей «внутренней одиссеи». Подобно древним «аргонавтам» -истинным смельчакам, отправившимся на край света за доблестными подвигами, чтобы пройдя все испытания на суше и в воде, преодолеть себя и разглядеть свою дорогу, по которой следует идти дальше; каждый из нас сформулировал свое намерение, свою цель – то, что он хочет получить: исследовать и искать, погружаться и растворяться в бесконечности текущего момента и передавать эту ценность с помощью рисунка. А еще нас сближает упорство, смелость, трудолюбие, и, конечно, пристрастие к цветочным, фруктовым и природным ароматам.

13. Расскажите, пожалуйста, о своих поездках на родину, в Киргизию, о работах, написанных там.

-- В последнее время я редко езжу туда работать, в основном навещаю своих родных. Мои первые этюды-зарисовки, сделанные в Киргизии, для меня имеют большое значение.

14. Пожалуйста, несколько слов о Вашем знакомстве с Чингизом Айтматовым.

-- Я благодарен судьбе за то, что мне довелось пожать руку такому человеку. Это случилось в Москве, три года назад. Очень тронуло и взволновало то, с какой любовью и нежностью он относился к первому встречному и как располагал к себе людей. Во всем его облике не было ни капли величия, которое могло бы принизить достоинство другого человека. Мне становится грустно, когда я о нем думаю. Про него не хотелось бы говорить: «он любил», он и есть сама Любовь.

15. С кем из людей искусства Вы поддерживаете творческие и дружеские контакты?

-- Будучи страстным поклонником творчества Елены Васильевны Образцовой, я не могу не участвовать в ее проектах и не поддерживать с ней творческие связи. Каждый год к открытию ее международных конкурсов молодых оперных певцов я стараюсь подготовить ей свой подарок, потому что не могу иначе выразить свое восхищение. Также с величайшим удовольствием я сотрудничаю с Ларисой Абисаловной Гергиевой – видным деятелем российской музыкальной культуры. Я благодарен ей за этот солнечный лучик --возможность бывать у нее в гостях на музыкальных фестивалях во Владикавказе.

16. Где, в каких музеях, собраниях есть Ваши картины? Где их может увидеть обыкновенный любитель живописи?

-- Это, например, российский культурный центр в Ханое (Вьетнам), Художественный музей имени Махарбека Туганова (Владикавказ), Самарский областной художественный музей и другие российские музеи, Тегеранский музей современного искусства (Иран), в Китае, во многих частных коллекциях – все трудно перечислить. А петербуржцы всегда могут зайти в авторскую галерею Tumanart.

17. Участвуете ли как-то в жизни киргизской национально-культурной автономии?

-- Конечно, хотелось бы, но, к сожалению, не позволяет время.

18. Если можно, несколько слов о Вашей семье.

Я не знаю, что в этом случае принято говорить, семья для меня – это счастье, радость, любовь, неисчерпаемый источник вдохновения и стимул к творчеству. Как определить, что означает быть счастливым в семье? Просто будьте счастливы внутри себя. Невозможно дарить любовь, если она не светиться изнутри. Что тогда дарить? Будьте искренне с женой, с детьми, со всеми окружающими…

20. Каковы Ваши ближайшие творческие планы?

-- Это самый больной вопрос для меня. Я обожаю постсоветское культурное пространство. Смоктуновский, Высоцкий, Леонов, Брондуков и другие неповторимые личности – чтобы перечислить всех, не хватит целого вашего журнала. Мне бы хотелось написать их портреты так, как я их чувствую, отдать дань уважения, выразить свое поклонение и преклонение перед их творениями. Это именно они сделали меня художником. И я буду чувствовать себя настоящим художником, если осуществлю эту мечту.

Журнал Консул
беседовал Анатолий Наумов