seld2В Петербурге открылась выставка художника Тумана Жумабаева, посвященная исключительно главной застольной рыбе эпохи застоя. В какой-то мере это, конечно, хулиганство, в какой-то – начало празднования Нового года. Но прежде всего, это любопытный опыт превращения узнаваемой всеми без исключения детали повседневности в арт-объект. Иными словами, мифологизация селедки.

134Недорого, питательно и вдохновляет на творчество. В Петербурге открылась выставка Тумана Жумабаева с говорящим названием «Страсти по селедке». Художник попытался посмотреть на продукт, часто встречавшийся в работах живописцев ХХ века с точки зрения века нынешнего. Правда, во время экспозиции не забыли и об основном предназначении селедки.

59ПОРТРЕТ С САСКИЕЙ Здесь – не тот Рембрандт, каким он хотел бы видеть себя сам, и не та Саския, по отношению к которой художник сделал своим портретом своеобразный комплимент. В работе Тумана Жумабаева – опытный мужчина, понимающий толк в чувственных удовольствиях и не желающий себе в них отказывать, и женщина, придерживающаяся пуританских правил. На чьей стороне автор – очевидно: достаточно вглядеться в яркий мир красок, окружающих мужчину ореолом, и тусклый фон за спиной у женщины. Но ведь союз Рембрандта и Саскии состоялся! Она по-прежнему сидит у художника на коленях и с пониманием относится ко всем его проделкам – да и к нашим, кстати, тоже.

38db65c7Прослеживается тенденция — добавлять цвет в шедевры, которые стали таковыми и без этой спорной инициативы. В доказательство знаменитые «Семнадцать мгновений весны» лишились привычной черно-белой гаммы, а живопись легендарного Рембрандта стала непривычно цветной, благодаря Туману Жумабаеву, решившегося однажды на довольно смелый эксперимент.